КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА
ОТ ОДНОКЛЕТОЧНОГО ЗАРОДЫША ДО ВЗРОСЛОЙ СОБАКИ
Й. Волхард и Г. Фишер
Из книги "Обучение повиновению собак"
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ.
Как вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно психически?
Как сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно появились у взрослой собаки?
Оказывается, организм проходит в своём развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развития, когда различные воздействия воспринимаются
им особо остро и могут сказаться на животном, уже когда оно вырастет.
Развиваясь в организме матери, эмбрионы в определённое время проходят «испытание на прочность». Один и тот же фактор окружающей среды, совершенно безопасный на одной стадии развития, на другой может стать губительным для зародыша даже в малых дозах.
Такие периоды повышенной чувствительности организма к различным факторам окружающей среды щенок будет проходить и после рождения до полного взросления, но тогда это будут уже в основном влияния на характер и психику щенка. Их называют критическими периодами.
Для того чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды развития. Но не менее важно знать сроки
критических периодов развития щенков после их рождения, так как в это время складывается будущее поведение и характер взрослой собаки.
Сроки критических периодов после рождения не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. Ранние критические периоды (до 16-недельного возраста)
одинаковы для всех собак, независимо от породы.
Сроки поздних критических периодов (с 4 мес до полного взросления) сильно зависят от размера и породы собаки.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (период внутриутробного развития) и его критические периоды.
Развитие зародыша начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Половые клетки содержат одинарный набор хромосом (у собак их 39). При слиянии ядер
яйцеклетки и сперматозоида получается полный хромосомный набор- зигота, первая клетка нового организма, которая содержит 78 хромосом. Будущий щенок получает от отца и матери равное количество
наследственной информации.
Через 24 час одноклеточный зародыш- зигота- делится на две дочерни клетки, которые в свою очередь тоже приступают к делению. Формируется многоклеточный зародыш. На
7- 8 день беременности он попадает в матку. Процесс прикрепления зародыша к стенке матки, называется имплантацией, происходит на 16-18 день. С этого времени начинает развиваться плацента- орган,
с помощью которого плод получает питательные вещества и кислород от матери и выделяет продукт своей жизнедеятельности.
Образование плаценты завершается к 35 дню беременности.
Каждый день из краткого двухмесячного периода, в течении которого из единственной клетки должен сформироваться готовый к самостоятельной жизни организм, наполнен
существенными событиями в жизни (пока ещё внутриутробной) щенка.
Однако есть моменты когда происходят радикальные события непосредственно влияющие на его созревание.
В первые две недели зародыш собаки ещё заметно не отличается от зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихся. На 18 день зародыш длиной 4 мм приобретает форму тела,
характерную для млекопитающих.
На 21 день он увеличивается до 7-10 мм, в этот период закладываются зачатки всех основных структур: носа, глаз, челюстей, конечностей, молочных желез, появляются первичная аорта, почки и т.д.
На 28 сутки длина зародыша достигает 15-20 мм, на 30- 26 мм, внешне у зародыша уже всё сформировано, только кожа не имеет шерсти. Далее плод очень быстро растёт в длину, приобретая и индивидуальные отличия.
Первый критический период (1-7 дни после оплодотворения).
Итак, впервые чувствительность зародыша к внешним воздействиям резко повышается, как только оплодотворённое яйцо в ступает в стадию дробления, то есть практически сразу после вязки.
Вредное влияние оказывает всё, что может нарушить процесс деления клеток : рентгеновское излучение, некоторые лекарства (например антибиотики), и даже, казалось бы, такие невинные факторы как жара или небольшой стресс. В этот период часть или даже все зародыши могут погибнуть или их развитие может замедлиться. Поэтому в первую неделю после вязки сука нуждается в особо бережном режиме.
Второй критический период (16-18 дни).
Второй критический период развития зародышей наблюдается Во время имплантации, что соответствует 16-18 дню беременности.
Процесс имплантации может нарушиться под влиянием самых разных факторов : лекарства, облучение, перегрев или переохлаждение суки, грубых нарушений питания, неудовлетворённой жажды, патогенных микробов, ощущений боли и сильных эмоциональных стрессов.
Таким образом, в первые 18 дней беременности следует строго соблюдать охранительный режим.
Третий критический период (16-35 дни).
Третий критический период соответствует стадии плацентации, процесс который легко нарушить под влиянием таких негативных факторов, как недостаток витаминов, нарушение гормонального фона беременной суки, нервные срывы.
Плацентация собаки у собак завершается в начале второго месяца щенности.
Если негативное воздействие произошло в начале плацентации, то процесс может прекратиться, и все эмбрионы погибнут, если же повреждающий фактор воздействует на последующих стадиях, плацента формируется неполноценно, в результате чего щенки рождаются плохо развитыми.
Значительная нагрузка на беременную суку, например при дрессировке, в этот период недопустима, так как это может привести к нервному перенапряжению и, как
следствие, к патологии беременности.
Устойчивость зародышей к вредоносным факторам повышается с возрастом.
Следует подчеркнуть, что щенная сука нуждается в умеренных физических нагрузках и некотором эмоциональном напряжении.
Это позволяет зародышам именно на протяжении критических периодов приспосабливаться к изменчивым воздействиям внешней среды опосредованно, через материнский организм. При этом у будущих щенков формируются важнейшие механизмы приспособления к среде обитания.
Итак, особенно тщательно оберегайте свою беременную собаку в первую неделю после вязки и с 16-18 по 35 день беременности.
Не перегружайте её эмоционально и физически, но обеспечьте необходимый тренинг, полноценное питание, будьте осторожны, применяя лекарственные препараты. Этим вы обеспечите все условия для того, чтобы роды вашей собаки прошли нормально и потомство было полноценным.
РАННИЕ КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ.
Неонатальный период (0-12 дни).
И вот щенок появился на свет.
Период его жизни от рождения до 12 дневного возраста называется неонатальным.
Новорожденный ещё совсем беспомощный, он не может сам поддерживать температуру своего тела. Щенок постоянно нуждается в присутствии матери, которая кормит его своим молоком и греет.
Она должна массировать своим языком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. Малыш не видит и не слышит у него недостаточно развито чувство обоняния, вкуса и осязания. Из всего многообразия внешнего мира для него важно только одно- различать запах матери.
Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Щенок может неуклюже передвигаться, ползая по кругу, и поворачивая в сторону тяжёлую голову, пытаясь определить , где же находиться его мама. Он может запищать, если не найдёт её слишком долго и мама сразу же побежит к нему, лизнёт, давая знать, что она рядом.
Когда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет её забывать обо всём ради своего потомства. Благодаря такому сильному
инстинкту природа создаёт щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака- мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно её инстинкт слабеет, и когда она
становится меньше нужна детёнышам, то покидает их уже на более длительное время.
В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растёт ,становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его ещё спит. Электроэнцефалограммы в неонатальный период у спящего и бодрствующего щенка одинаковы.
Переходный период (13-20 дни).
Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка.
В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода ,примерно на 13 день жизни у него открываются глаза.
Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза ещё не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движения примерно до 21 дневного возраста.
Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперёд, и несколькими днями позже он начинает ходить нетвёрдой походкой. Однажды став ходить, щенок практически перестаёт ползать. Первые зубы прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать. В это же время малыш начинает вилять хвостом, хотя почти ещё ничего не слышит и не видит.
Он начинает реагировать на звуки примерно в возрасте 19 дней, но ещё не может определить, откуда исходит этот звук. Таким образом этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать и ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко своей матери, он превращается в щенка, который всё это может делать самостоятельно.
Период понимания (21-28 дней)
Это первая неделя, в течение которой щенок учится использовать зрение и слух. Поскольку изменения в его сенсорном восприятии происходят очень быстро, у большинства
щенков в 24-часовой период, он нуждается в устойчивой окружающей среде. В этот период он имеет самую большую потребность в своей матери и знакомой окружающей обстановке. Отъем от груди или
перемещение всего помета в новое место в это время, по всей вероятности, будут иметь негативные последствия для психики щенков.
Изучение мира начинается в течение Периода Понимания. Это время в жизни щенка, когда он начинает познавать то, какой должна быть собака.
Собачий период социализации (21-49 дней)
Период с 21 по 49 день или 3-7 недель – Собачий Период Социализации, когда щенок учится поведенческим особенностям, которые делают его собакой.
Чтобы достигнуть своего генетического поведенческого потенциала, щенок должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками в течение этого времени. В течение
этого периода он будет практиковать мимику, различные позиции тела и вокализацию, и изучать их эффект на собратьях, матери и любых других собаках, которых он встретит. Он учится лаять, а также
изучает эффект своего лая на однопометников и лай однопометников на себя. Он начинает понимать, как действуют его укусы на собратьев, а также чувствует на своей шкуре их укусы.
Он изучает различные модели поведения, которые делают его собакой: игры преследования – подражание преследованию, чтобы поймать и сбить «добычу» - учат его
координации и правильному распределению сил; приветственное поведение обучает его правильному положению тела для приветствия; силовые игры учат его, как правильно использовать разнообразные
положения тела в различных ситуациях. Например, во время игры, когда ситуация обостряется и грозит окончиться болезненными укусами, щенок узнает, что поза покорности может нейтрализовать агрессию
его однопометников.
В течение этого критического периода щенок познает один из самых важных уроков в своей жизни – понятие дисциплины. Он получает его от своей матери, которая не
позволяет щенкам сильно кусать себя, или во время отлучения от груди, когда она показывает щенкам, чтобы они оставили ее в покое.
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» период социализации (7-12 недель)
Наилучшее время, чтобы принести щенка в его новый дом – в течение «Человеческого» Периода Социализации, 50-84 дня или 7-12 недель.
Это также наилучшее время, чтобы познакомить его с теми вещами, которые будут играть важную роль в его будущей жизни. Например, если щенок будет жить на ферме, то именно в этом возрасте он должен познакомиться с животными, которые там обитают. Если заводчик еще не познакомил щенка со звуками пылесоса, автомобильных двигателей и городского движения, то он должен быть подвергнут им теперь. Дети, мужчины с бородами, женщины в широкополых шляпах и пожилые люди с тросточками – все «разновидности» людей желательно узнать щенку в этот период.
В 7-недельном возрасте электроэнцефалограмма щенка показывает, что его мозговые импульсы аналогичны взрослой собаке. Его способность к концентрации еще не высока и
промежуток внимания очень короток, однако, он уже способен обучаться. Мало того, что щенок способен обучаться, он будет чему-то учиться, преподаем ли мы ему или нет. Это возраст, когда происходит
самое быстрое обучение за весь период жизни собаки. Все, что он испытывает в этот период, производит на него наибольшее впечатление, чем когда-либо в другое время. Обучение в этом возрасте
происходит постоянно.
Из-за относительной легкости обучения в этом возрасте (т.к. щенок еще не имеет вредных привычек, которые должны быть исправлены), это – идеальное время, чтобы
обучить повиновению, которое должно быть преподано, принимая во внимание его физическую ограниченность и короткий промежуток внимания, в положительной, игровой манере.
Период воздействия страха (8-11 недель)
В течение Периода Воздействия Страха, с 8 до 11 недель, любой травмирующий, болезненный или пугающий опыт будет иметь более длительное воздействие на щенка, чем если бы это произошло в любое другое время. Например, посещение щенком ветклиники в это время и полученный там болезненный опыт может навсегда заставить собаку опасаться визитов к ветеринару. Возьмите с собой любимую игрушку и лакомства, чтобы сделать приятным потенциально-опасный для щенка опыт.
Период классификации старшинства (13-16 недель)
Этот критический период с 13 до 16 недель также известен как «Возраст Сокращения» - сокращение количества зубов и сокращение зависимости от матери или других старших. В течение Периода Классификации Старшинства щенок пытается понять и решить для себя вопрос лидерства.
Период инстинкта «ПОЛЕТА» (4-8 месяцев)
Период Инстинкта «Полета» происходит где-то между 4 и 8 месяцами жизни щенка. Это время, когда щенок пробует себя «на крыло». Он будет часто попадать в рискованные
ситуации, самовольно убегать и «отключать» свои уши, когда ему подаются команды. Период Инстинкта «Полета» длится от нескольких дней до нескольких недель. То, какое воспитание получил щенок до
этого, влияет на легкость или тяжесть прохождения этого периода щенком и хозяином. Поскольку большинство владельцев собак не знают об этой естественно встречающейся стадии развития, они начинают
неправильно реагировать на это, таким образом создавая для себя проблемы в будущем.
Явление Инстинкта «Полета» - главная причина, чтобы посещать со щенком начальные классы послушания.
Существует физиологический процесс, который соответствует Периоду Инстинкта «Полета» - это прорезывание зубов. К 6 месяцам коренные зубы прорастают через десны и
полностью укомплектовываются между 6 и 10 месяцами. В это время у молодой собаки есть физиологическая потребность чем-то занять свои зубы, т.е. погрызть.
Второй период воздействия страха (6-14 месяцев)
Этот период, также называемый Периодом Опасения Новых Ситуаций, также неопределенен, как и первый. Второй Период Воздействия Страха соответствует всплескам роста.
Следовательно, он может произойти не раз по мере роста собаки.
Во время этого периода отмечают изменение в поведении юной собаки. Она может внезапно отказаться приблизиться к чему-то неизвестному или быть напугана чем-то или
кем-то знакомым. Когда собака проявляет опасение или нежелание к чему-то приблизиться, не нужно входить в конфронтацию с собакой, принуждая ее «быть храброй», или укреплять ее опасения через
ласку. Сила может напугать собаку еще больше, а успокоительный тон и ласка могут служить только как поощрение ее страхов.
Опасение молодой собаки должно быть встречено терпением и добротой. Собаке позволяют решить для себя – иметь ли дело или нет с объектом, вызвавшим ее страх.
Преодоление этого периода состоит в том, чтобы создавать определенные условия, которые собака наверняка успешно преодолеет, и поощрять ее за это, таким образом, укрепляя в ней уверенность в своих
силах.
Зрелость (1-4 года)
Множество пород, особенно гигантские, продолжают расти и физически изменяться и после четырех лет. Поэтому понятие зрелости у собак скорее относятся к сексуальной зрелости, а не к полному росту. В среднем у собак зрелость происходит где-то между полутора- и трехлетним возрастом, у мелких пород ранее, а у гигантских – позднее этого возраста. Этот критический период часто отмечается увеличением агрессии и возобновлением испытания на лидерство.
(Перевод Осокина Татьяна , питомник Slav Trophy)
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com